И СКАЗАЛ БОГ: СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ
И ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ… И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ СОТВОРИЛ ЕГО; МУЖЧИНУ
И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ (Бытие 1:26,27). По какому образу и подобию? Фотографическому? Известно,
Бог - не человек.
Счастлив, кто мыслей божественных ценным владеет богатством,
Жалок, кто о богах лишь понятием смутным доволен.
Нет, божество недоступно ни зрению нашего ока,
Ни осязанию рук, а ведь в них пролегает главнейший
Путь для внедрения веры в сердца недоверчивых смертных.
Нет у него головы человекообразной, что члены
Смертных венчает, ни рук, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей волосатых.
Дух лишь один существует святой, несказанный от века,
Мыслями быстрыми вкруг обегающий все мирозданье.
(Эмпедокл).
Подобие заключается в монолитном единстве и нешуточной вражде мужского и женского начал. То мужское
начало подавляет женское, то женское пытается верховодить, то они находятся в двухвариантном равновесии.
БОГУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЛАСТЬ НАД НЕБЕСАМИ И ЗЕМЛЕЙ; ОН… ДАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ, ЖЕНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ, И ДАЕТ,
КОМУ ПОЖЕЛАЕТ, МУЖСКОЕ, ИЛИ ОН СОПРЯГАЕТ ИХ, МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, А КОГО ЖЕЛАЕТ, ДЕЛАЕТ БЕСПЛОДНЫМ
(Коран 42: 48,49). Бесплодным - значит, евнухом, скопцом, импотентом.
Первый человек был сотворен как уравновешенный андрогин или гермафродит. А уж потом последовательность
творения заявляют ступени половой лестницы: гермафродит -->мужчина -->евнух -->женщина.
Половую лесенку можно пояснить при рассмотрении круговорота яблока. Яблоко тоже как бы гермафродит: мякоть в нем женское начало, семя - мужское. По известной
истине "плоды гниют" мякоть в яблоке сгнивает, а семя готовится к трансформации. И оно
трансформируется, прорастает. Росток уже не "мужчина", но еще не "женщина".
Это второй вариант уравновешенного андрогина - "евнух". Иисус Христос, будь к месту
сказано, судя по такой же растительной метафоре у пророка Исайи, тоже несомненный евнух. ОН ВЗОШЕЛ
ПРЕД НИМ КАК ОТПРЫСК И КАК РОСТОК ИЗ СУХОЙ ЗЕМЛИ; НЕТ В НЕМ НИ ВИДА, НИ ВЕЛИЧИЯ; И МЫ ВИДЕЛИ ЕГО,
И НЕ БЫЛО В НЕМ ВИДА, КОТОРЫЙ ПРИВЛЕКАЛ БЫ НАС К НЕМУ. ОН БЫЛ ПРЕЗРЕН И УМАЛЕН ПРЕД ЛЮДЬМИ, МУЖ
СКОРБЕЙ И ИЗВЕДАВШИЙ БОЛЕЗНИ, И МЫ ОТВРАЩАЛИ ОТ НЕГО ЛИЦЕ СВОЕ; ОН БЫЛ ПРЕЗИРАЕМ, И МЫ НИ ВО ЧТО
СТАВИЛИ ЕГО. НО ОН ВЗЯЛ НА СЕБЯ НАШИ НЕМОЩИ И ПОНЕС НАШИ БОЛЕЗНИ, А МЫ ДУМАЛИ, ЧТО ОН БЫЛ ПОРАЖАЕМ,
НАКАЗУЕМ И УНИЧИЖЕН БОГОМ. НО ОН ИЗЪЯЗВЛЕН БЫЛ ЗА ГРЕХИ НАШИ; НАКАЗАНИЕ МИРА НАШЕГО БЫЛО НА НЕМ,
И РАНАМИ ЕГО МЫ ИСЦЕЛИЛИСЬ (Исайя 53: 2-5). Но закончим круговорот яблока. Когда на развившемся
растении появляется цвет, можно говорить, что восторжествовало женское начало. Однако как только
на цветке формируется плод, растение развивается уже под эгидой "гермафродита".
Все же примитизировать божественный пол под раздвоенную или расчетверенную полярность человека
было бы наивно. Да, в Единстве - двойственность и кварта. Но также верно, что в Единстве - триада,
седмица, двенадцать, сорок и сотня совокупностей! И тысяча, и тьма!
...То в множества недрах
Крепнет Единство, то множество вновь прорастает в Единстве.
Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.
Сей беспрерывный обмен прекратиться не в силах:
То Любовью влекомое сходится все воедино,
То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
Так, поскольку Единство рождается без перерыва
В множества недрах, а множество вновь прорастает в Единстве,
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
(Эмпедокл).
Это просто пояснить на времени, ведь пол легко проэцируется на время: осень (гермафродит) а зима(мужчина)
а весна (евнух) а лето (женщина). Месяцы, декады, недели, дни и ночи, часы, минуты, мгновенья…
Неисчислимая иерархия надежд, событий, устремлений сиротеет, корчится в агонии. И ведь не безличные
сонмы - здесь непохожие друг на друга лица, характеры, цвета, идеи, жизненные установки, талантливые
заявки. Взаиморазрушение, посредством которого формируется развитие, поступательное движение,
прогресс.
Четыре времена в пременах ежегодных,
Ничто иное суть, как в разных видах Бог.
Вращающийся год, Отец наш всемогущий,
Исполнен весь Тобой. Приятною весной
Повсюду красота Твоя, Господь, сияет,
И нежность, и любовь Твоя везде видна.
Краснеются поля, бальзамом воздух дышит,
И эхо по горам разносится, звучит;
C улыбкою леса главу свою подъемлют -
Веселием живут все чувства и сердца.
Грядет к нам в летних днях Твоя, о Боже, слава;
Повсюду на земле блистает свет и жар;
От солнца Твоего лиется совершенство
На полнящийся год. И часто к нам Твой глас,
Средь неба потряся, вещает в страшных громах;
И часто на заре, в средине жарких дней,
В тенистом вечеру, по рощам и потокам,
Приятно шепчет он в прохладном ветерке.
В обильной осени Твоя безмерна благость
И милость без конца бывает нам явна,
Всеобще празднество для тварей утверждая.
Зимою страшен Ты! Там бури, облака
Свивая вкруг Себя, гоняя вьюгу вьюгой,
В величественной тьме на вихрях вознесясь,
Ты мир благоговеть со страхом заставляешь;
Натуру всю смирит шумливый Твой Борей!
О таинственный круг! Какой великий разум,
Какую силу в сем глубоко ощутишь!
Простейший оборот, но благо учрежденный,-
Столь мудро и добро, добро для тварей всех, -
Столь неприметно тень в другую переходит,
И в целом, вместе все так стройно, хорошо,
Что всякий новый вид вновь сердце восхищает.
(Перевод Н.М. Карамзина из Томсона).
|