Казалось бы, все точки расставлены, пора кончать
изложение. За библейскими и евангельскими заповедями - неисчислимые Божьи сокровища, на страже
которых стоит символическое число, время. Но продолжение необходимо, ведь одиннадцать главок этого
повествования только прелюдия к завершающей главе.
УЧИТЕЛЬ! КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ В ЗАКОНЕ?
ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ: ВОЗЛЮБИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ И ВСЕЮ ДУШОЮ ТВОЕЮ И ВСЕМ РАЗУМЕНИЕМ
ТВОИМ: СИЯ ЕСТЬ ПЕРВАЯ И НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ; ВТОРАЯ ЖЕ ПОДОБНАЯ ЕЙ: ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО КАК
САМОГО СЕБЯ; НА СИХ ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ УТВЕРЖДАЮТСЯ ЗАКОН И ПРОРОКИ (Матфей 22: 36-40).
Вчитаемся в эти заповеди: чем они похожи друг на друга, несмотря на разномасштабность предмета
любви? Похожи они опять же одинаковостью числа - седминой.. Бога нужно возлюбить всем сердцем,
всею душою, всем разумением, и ближнего, как самого себя.
Человек, его жизнь, сердце, душа, разум - мера одна, седмина. Поэзия под пророческим пером Александра
Кушнера тоже как бы с тяжким вздохом мирится, впрочем, даже не с абстрактной, символической седминой,
а с конкретной семеркой.
Семь лет - вот срок любви… но если вам за сорок,
И раза два по семь и больше знойных лет
Уже явили вам свой дым, и чад, и морок,
И пыл, и полный крах, и если в мире бед,
Как на другой звезде приснились вы друг другу,
И там , открыв глаза, увидели, смутясь,
Что это явь - не сон, что сон и впрямь был в руку,
Что снилась вам всю жизнь, всю смерть - такая связь,
Тогда вам станет дик любой подсчет… О, если б
Жить, просто жить, уйти вдвоем - и жить опять,
Под лампой обнявшись, сидеть в глубоком кресле
И жаркий опыт свой в стихах не обобщать.
(Александр Кушнер).
Но Иисус Христос не соглашается с такой ничтожной мерой любви и определяет другую - в семьдесят
седмин. ПЕТР, ПРИСТУПАЯ К НЕМУ, СКАЗАЛ: ГОСПОДИ! CКОЛЬКО РАЗ ПРОЩАТЬ БРАТУ МОЕМУ, СОГРЕШАЮЩЕМУ
ПРОТИВ МЕНЯ? ДО СЕМИ ЛИ РАЗ? ИИСУС ГОВОРИТ ЕМУ: НЕГОВОРЮ ТЕБЕ: ДО СЕМИ, НО ДО СЕМИЖДЫ СЕМИДЕСЯТИ
РАЗ (Матфей 18: 21,22).
Как же распределяется мера в семьдесят седмин на теле человека, на его жизни, разуме, сердце?
БЛАГООБРАЗНЫЕ (1 коринфянам 12:24) члены головы - седмина, МЕНЕЕ БЛАГОРОДНЫЕ (1 коринфянам 12:
23) члены туловища - семь седмин, НЕБЛАГОРОДНЫЕ, СЛАБЕЙШИЕ (1 коринфянам 12: 22 - 24) члены конечностей
- еще шестьдесят две седмины. И это не произвольное распределение, а распределение происходит
с уже распределенного у пророка Даниила. СЕМЬДЕСЯТ СЕДМИН ОПРЕДЕЛЕНЫ ДЛЯ НАРОДА ТВОЕГО И СВЯТОГО
ГОРОДА ТВОЕГО, ЧТОБЫ ПОКРЫТО БЫЛО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ГРЕХИ И ЗАГЛАЖЕНЫ БЕЗЗАКОНИЯ,
И ЧТОБЫ ПРИВЕДЕНА БЫЛА ПРАВДА ВЕЧНАЯ, И ЗАПЕЧАТАНЫ БЫЛИ ВИДЕНИЕ И ПРОРОК, И ПОМАЗАН БЫЛ СВЯТОЙ
СВЯТЫХ. ИТАК, ЗНАЙ И РАЗУМЕЙ: C ТОГО ВРЕМЕНИ, КАК ВЫЙДЕТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИЕРУСАЛИМА,
ДО ХРИСТА ВЛАДЫКИ СЕМЬ СЕДМИН И ШЕСТЬДЕСЯТ ДВЕ СЕДМИНЫ; И ВОЗВРАТИТСЯ НАРОД И ОБУСТРОЯТСЯ УЛИЦЫ
И СТЕНЫ, НО В ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, А ПО ИСТЕЧЕНИИ ШЕСТИДЕСЯТИ ДВУХ СЕДМИН ПРЕДАН БУДЕТ СМЕРТИ ХРИСТОС,
И НЕ БУДЕТ; А ГОРОД И СВЯТИЛИЩЕ БУДУТ РАЗРУШЕНЫ НАРОДОМ ВОЖДЯ, КОТОРЫЙ ПРИДЕТ, И КОНЕЦ ЕГО БУДЕТ
КАК ОТ НАВОДНЕНИЯ. И УТВЕРДИТ ЗАВЕТ ДЛЯ МНОГИХ ОДНА СЕДМИНА, А В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАТИТСЯ
ЖЕРТВА И ПРИНОШЕНИЕ, И НА КРЫЛЕ СВЯТИЛИЩА БУДЕТ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ, И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННАЯ
ГИБЕЛЬ ПОСТИГНЕТ ОПУСТОШИТЕЛЯ (Даниил 9: 24 - 27).
Голова--> туловище --> конечности, - что именно в таком порядке развивается процесс
прирастания истины, пусть подтвердит и евангельский эпизод. НЕКТО ИЗ ФАРИСЕЕВ ПРОСИЛ ЕГО ВКУСИТЬ
С НИМ ПИЩИ; И ОН, ВОЙДЯ В ДОМ ФАРИСЕЯ, ВОЗЛЕГ. И ВОТ ЖЕНЩИНА ТОГО ГОРОДА, КОТОРАЯ БЫЛА ГРЕШНИЦА,
УЗНАВ, ЧТО ОН ВОЗЛЕЖИТ В ДОМЕ ФАРИСЕЯ, ПРИНЕСЛА АЛАВАСТРОВЫЙ СОСУД С МИРОМ И, СТАВ ПОЗАДИ У НОГ
ЕГО И ПЛАЧА, НАЧАЛА ОБЛИВАТЬ НОГИ ЕГО СЛЕЗАМИ И ОТИРАТЬ ВОЛОСАМИ ГОЛОВЫ СВОЕЙ, И ЦЕЛОВАЛА НОГИ
ЕГО И МАЗАЛА МИРОМ. ВИДЯ ЭТО, ФАРИСЕЙ, ПРИГЛАСИВШИЙ ЕГО, СКАЗАЛ САМ В СЕБЕ: ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ ПРОРОК,
ТО ЗНАЛ БЫ, КТО И КАКАЯ ЖЕНЩИНА ПРИКАСАЕТСЯ К НЕМУ, ИБО ОНА ГРЕШНИЦА. ОБРАТИВШИСЬ К НЕМУ, ИИСУС
СКАЗАЛ: СИМОН! Я ИМЕЮ НЕЧТО СКАЗАТЬ ТЕБЕ. ОН ГОВОРИТ: СКАЖИ, УЧИТЕЛЬ. ИИСУС СКАЗАЛ: У ОДНОГО ЗАИМОДАВЦА
БЫЛО ДВА ДОЛЖНИКА: ОДИН ДОЛЖЕН БЫЛ ПЯТЬСОТ ДИНАРИЕВ, ДРУГОЙ ПЯТЬДЕСЯТ, НО КАК ОНИ НЕ ИМЕЛИ ЧЕМ
ЗАПЛАТИТЬ, ОН ПРОСТИЛ ОБОИМ. СКАЖИ ЖЕ, КОТОРЫЙ ИЗ НИХ БОЛЕЕ ВОЗЛЮБИТ ЕГО? СИМОН ОТВЕЧАЛ: ДУМАЮ,
ТОТ, КОТОРОМУ ОН БОЛЕЕ ПРОСТИЛ. ОН СКАЗАЛ ЕМУ: ПРАВИЛЬНО ТЫ РАССУДИЛ. И, ОБРАТИВШИСЬ К ЖЕНЩИНЕ,
СКАЗАЛ СИМОНУ: ВИДИШЬ ЛИ ТЫ ЭТУ ЖЕНЩИНУ? Я ПРИШЕЛ В ДОМ ТВОЙ, И ТЫ ВОДЫ МНЕ НА НОГИ НЕ ДАЛ, А
ОНА СЛЕЗАМИ ОБЛИЛА МНЕ НОГ И ВОЛОСАМИ ГОЛОВЫ СВОЕЙ ОТЕРЛА; ТЫ ЦЕЛОВАНИЯ МНЕ НЕ ДАЛ, А ОНА С ТЕХ
ПОР, КАК Я ПРИШЕЛ, НЕ ПЕРЕСТАЕТ ЦЕЛОВАТЬ У МЕНЯ НОГИ; ТЫ ГОЛОВЫ МНЕ МАСЛОМ НЕ ПОМАЗАЛ, А ОНА МИРОМ
ПОМАЗАЛА МНЕ НОГИ. А ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ТЕБЕ: ПРОЩАЮТСЯ ГРЕХИ ЕЕ МНОГИЕ ЗА ТО, ЧТО ОНА ВОЗЛЮБИЛА
МНОГО. А КОМУ МАЛО ПРОЩАЕТСЯ, ТОТ МАЛО ЛЮБИТ. ЕЙ ЖЕ СКАЗАЛ: ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ (Лука 7: 36-48).
Чтобы было совсем убедительно, опять призовем на помощь божественную поэзию - в стихотворении
приводятся параллели между горним и конечным, в данном случае под конечным подразумеваются те
же нижние конечности человеческого тела.
Осень начинается в горах,
А затем сползает вниз, в долины…
В нижний лес прокрался желтый страх,
Белый снег покрасил все вершины.
Старость начинается в ногах,
Даже в зной, укутанные, мерзнут…
И ползет наверх холодный страх
Предисловием событий грозных.
(Эльдар Рязанов).
Теперь понятно, почему Иисус учил учеников мыть друг другу нижние конечности. В этом ритуальном
акте иносказательно открывается смысл обретения заветной любви в семьдесят седмин! - и этим иносказанием
Иисус показал всю силу своей любви (Иоанн 13:1).
Впрочем, конечное - не одна только высота, но также и глубина, как мера трудов и исканий.
Он знал, хозяин, что творил,
когда колодец этот рыл
поближе к огороду.
Не уставая грунт копать,
хотел глубинную достать -
не верховую воду.
"Она и верхняя вода
мокра, - шутил он иногда, -
да не поставишь рядом.
Пол только верхней-то помыть
да огород когда полить,
а чтоб на чай - не надо!
По настоящему вкусна
вода, которая со дна
глубокого колодца.
Хотя понятно, что она
труднее достается.
Но ведь и рыбку из пруда
ввек не поймаешь без труда!" -
напоминал он часто.
И вновь копал. И пласт песка
пройдя еще на полштыка,
он взял и крикнул: "Баста!"
и опустил в колодец сруб,
и вот наградою за труд
впервые поднял воду.
Отпив немного из ведра,
сказал с улыбкой: "Ой добра!
Не сыщешь сладче сроду!
Эй, подходите, кто с ведром!
Всех наделю моим добром! -
добавил, люд сзывая. -
Не из заглохшего пруда,
моя, сограждане, вода:
моя вода - ж и в а я !"
(Сергей Викулов, Глубинная вода).
|