Видимо антитеза очарованным - разочарованные. Впрочем, разочарование
- лишь болезненная степень на пути к отрешенности. И вот он, нравственный срез отрешенных, бесстрастных.
КТО СВОБОДЕН ОТ РАДОСТИ, НЕТЕРПЕНИЯ, СТРАХА, ВОЛНЕНЬЯ - ТОТ МНЕ ДОРОГ. СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ,
ХЛАДНОКРОВНЫЙ, НЕУНЫВАЮЩИЙ, ЧИСТЫЙ, ПОКИНУВШИЙ ВСЕ НАЧИНАНИЯ, ЧТУЩИЙ МЕНЯ, ОН МНЕ ДОРОГ. КТО НЕ
РАДУЕТСЯ, НЕ НЕНАВИДИТ, НЕ ТОСКУЕТ, НЕ ВОЖДЕЛЕЕТ, КТО ХОРОШЕЕ И ДУРНОЕ ПОКИНУЛ, БЛАГОГОВЕЙНЫЙ,
ТОТ МНЕ ДОРОГ. РАВНЫЙ К НЕДРУГУ, ДРУГУ, РАВНОДУШНЫЙ К БЕСЧЕСТИЮ, СЛАВЕ, К ХОЛОДУ, ЖАРУ, ПРИЯТНОМУ,
НЕПРИЯТНОМУ, ОТ СВЯЗЕЙ СВОБОДНЫЙ. РАВНОДУШНЫЙ К ХВАЛЕ, ПОРИЦАНЬЮ, МОЛЧАЛИВЫЙ, ЧТОБЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ,
ДОВОЛЬНЫЙ, БЕЗДОМНЫЙ, СТОЙКИЙ В ПОМЫСЛАХ, БЛАГОГОВЕЙНЫЙ, ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК МНЕ ДОРОГ. (Бхагавадгита
12: 15-19). Отрешенные странствуют не по низинам любви, а по заснеженным вершинам мудрости. Но
кто видел их, счастливый? Увы, наравне с поэтами и фарисеями к основанию, а не к вершине божественной
пирамиды припадает и автор этой книжечки, пытающийся учить. Чему может научить дуб березу? Дубоватости?
Лучше найти действительного Учителя, который открывается в посте и молитве и каждому дает надлежащее
Поэтическую метафору не следует понимать буквально. ДА БЕГУТ В ГОРЫ (Матфей 24:16) - вовсе не
значит, что надо взбираться и карабкаться на горные массивы, хребты, кряжи, скалы, плато, возвышенности
потому, что они ближе к небу. Таким вояжем продлишь заходящее солнце, но не избегнешь тьмы. Библейские
горы - это горы семидесяти седмин вечного завета и поста. Библейский Сион - это числа, времена,
состояние духовной реализации.
И я любил. И я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья и победы,
И имя: враг; и слово: друг.
Их было много... Что я знаю?
Воспоминанье, тени сна...
Я только странно повторяю
Их золотые имена.
Их было много. Но одною
Чертой соединил их я,
Одной безумной красотою,
Чье имя: страсть и жизнь моя.
И страсти таинство свершая,
И поднимаясь над землей,
Я видел, как идет другая
На ложе страсти роковой…
И те же ласки, те же речи,
Постылый трепет жадных уст,
И примелькавшиеся плечи...
Нет! Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!
И, наполняя грудь весельем,
С вершины самых снежных скал
Я шлю лавину тем ущельям,
Где я любил и целовал!
(Александр Блок, Арфы и скрипки)
ЭЙ, ЭЙ! БЕГИТЕ ИЗ СЕВЕРНОЙ СТРАНЫ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: ИБО ПО ЧЕТЫРЕМ ВЕТРАМ
НЕБЕСНЫМ Я РАССЕЯЛ ВАС, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. СПАСАЙСЯ, СИОН, ОБИТАЮЩИЙ У ДОЧЕРИ ВАВИЛОНА (Захария
2:6,7). Для христианина здесь тоже аналогичное иносказание к исполнению вечного завета: оставить
северную страну семи дней и реализоваться по модификациям мужского и женского начал или, что то
же самое, по ветрам севера, востока, юга, запада - седмине, полутора седминам, двум седминах и
трем седминах.
У пророка Софонии третья глава тоже начинается с неудовольствия на "семерку", потому
что она есть князья, как рыкающие львы, судьи, как вечерние волки, пророки, как люди легкомысленные
и вероломные, и священники, оскверняющие святыню и попирающие закон. В гневе производится опустошение.
Но опустошение Господне - благо. Это ревизия исчерпанной семерки в единицу, возрождение и продолжение
жизни. Поэтому пророк восклицает: ЛИКУЙ ДЩЕРЬ СИОНА! ТОРЖЕСТВУЙ, ИЗРАИЛЬ! ВЕСЕЛИСЬ И РАДУЙСЯ ОТ
ВСЕГО СЕРДЦА, ДЩЕРЬ ИЕРУСАЛИМА! ОТМЕНИЛ ГОСПОДЬ ПРИГОВОР НАД ТОБОЮ, ПРОГНАЛ ВРАГА ТВОЕГО! ГОСПОДЬ,
ЦАРЬ ИЗРАИЛЕВ, ПОСРЕДИ ТЕБЯ: УЖЕ БОЛЕЕ НЕ УВИДИШЬ ЗЛА. И вот каковы результаты седмины поста:
В ТОТ ДЕНЬ ТЫ НЕ БУДЕШЬ СРАМИТЬ СЕБЯ ВСЯКИМИ ПОСТУПКАМИ ТВОИМИ, КАКИМИ ТЫ ГРЕШИЛ ПРОТИВ МЕНЯ,
ИБО ТОГДА Я УДАЛЮ
ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ ТЩЕСЛАВЯЩИХСЯ ТВОЕЮ ЗНАТНОСТЬЮ, И НЕ БУДЕШЬ БОЛЕЕ ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ НА СВЯТОЙ ГОРЕ
ТВОЕЙ. НО ОСТАВЛЮ СРЕДИ ТЕБЯ НАРОД СМИРЕННЫЙ И ПРОСТОЙ, И ОНИ БУДУТ УПОВАТЬ НА ИМЯ ГОСПОДНЕ. ОСТАТКИ
ИЗРАИЛЯ НЕ БУДУТ ДЕЛАТЬ НЕПРАВДЫ, НЕ СТАНУТ ГОВОРИТЬ ЛЖИ, И НЕ НАЙДЕТСЯ В УСТАХ ИХ ЯЗЫКА КОВАРНОГО,
ИБО САМИ БУДУТ ПАСТИСЬ И ПОКОИТЬСЯ, И НИКТО НЕ ПОТРЕВОЖИТ ИХ (Софония 3:11-13).
И если это результаты только седмины поста, то сколь приятны плоды семи седмин и пуще семидесяти
седмин!
Как Лотова жена, окаменевший Крым
Глядит вослед достигшему Стамбула,
И, Лот, прости, что вспять взглянула,
Что очага ей сладок горький дым.
К воротам золотым, к горе с руном аула,
К лозе внизу и к тем холмам пустым
Припавшая тебя не обманула,
Застывши слезопадом соляным.
Но Бог велит меняться, чтобы сдуло
Всю ветошь дуновением одним,
Он не любезен, им гоним
По зыбям тот, кто тверже стен и стула.
(Дмитрий Авалиани).
Так достигнут пост, который избрал Господь устами пророка Исайи? (Глава 58). ДУХ ГОСПОДЕНЬ НА
МНЕ, ИБО ГОСПОДЬ ПОМАЗАЛ
МЕНЯ БЛАГОВЕСТВОВАТЬ НИЩИМ, ПОСЛАЛ МЕНЯ ИСЦЕЛЯТЬ СОКРУШЕННЫХ СЕРДЦЕМ, ПРОПОВЕДОВАТЬ ПЛЕННЫМ ОСВОБОЖДЕНИЕ
И УЗНИКАМ ОТКРЫТИЕ ТЕМНИЦЫ, ПРОПОВЕДОВАТЬ ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ И ДЕНЬ МЩЕНИЯ БОГА НАШЕГО,
УТЕШИТЬ ВСЕХ СЕТУЮЩИХ НА СИОНЕ, ЧТО ИМ ВМЕСТО ПЕПЛА ДАСТСЯ УКРАШЕНИЕ, ВМЕСТО ПЛАЧА - ЕЛЕЙ РАДОСТИ,
ВМЕСТО УНЫЛОГО ДУХА - СЛАВНАЯ ОДЕЖДА (Исайя 61:1-3). В седьмой день Господь воцарился на троне,
и трон обоснован на водах первого дня. ЛИКУЙ ОТ РАДОСТИ, ДЩЕРЬ СИОНА, ТОРЖЕСТВУЙ, ДЩЕРЬ ИЕРУСАЛИМА:
СЕ ЦАРЬ ТВОЙ ГРЯДЕТ К ТЕБЕ, ПРАВЕДНЫЙ И СПАСАЮЩИЙ, КРОТКИЙ, СИДЯЩИЙ НА ОСЛИЦЕ И НА МОЛОДОМ ОСЛЕ,
СЫНЕ ПОДЪЯРЕМНОЙ(Захария 9:9).
Подъяремная ослица - благословенная семерка, а ее молодой сын - новое грядущее время величиной
в одну седмину. СЛАВЛЮ ТЕБЯ, ЧТО ТЫ УСЛЫШАЛ МЕНЯ И СОДЕЛАЛСЯ МОИМ СПАСЕНИЕМ. КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ
СТРОИТЕЛИ, СОДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА: ЭТО ОТ ГОСПОДА, И ЕСТЬ ДИВНО В ОЧАХ НАШИХ. СЕЙ ДЕНЬ СОТВОРИЛ
ГОСПОДЬ: ВОЗРАДУЕМСЯ И ВОЗВЕСЕЛИМСЯ В ОНЫЙ! Семиценный камень стал фундаментом, первой седминой
строящегося здания. Пост достигнут, но знамение куплено, если воспользоваться терминологией Корана,
за малую цену. По определению апостола Павла, это только мечта и вера, псевдоцарствие (1 Коринфянам
4:8), один из этапов на пути к любви. Все знают, как навязчивы сектанты в проповеди Евангелия.
Но силы и правды Евангелия здесь еще нет. Поэтому Павел призывает коринфян - РАСПРОСТРАНИТЕСЬ!
(2 Коринфянам 6:13). Это тот же самый евангельский зеленый свет ДА БЕГУТ В ГОРЫ, но иначе оформленный.
Ведь метафорических образов бесчисленное множество. Например, царь Соломон о данной ситуации говорит
притчей: ПОМЫСЛЫ В СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА - ГЛУБОКИЕ ВОДЫ, НО ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ ВЫЧЕРПЫВАЕТ ИХ (Притчи
20:5). А вычерпывает воды тот, кто от единицы первого, потопного, дня творения, от страстей-напастей,
эмоций, желаний снова бежит под защиту благословенной семерки.
Куда интереснее быть стариком!
Как тот путешественник сходишь на берег,
Устав от прогресса Европ и Америк,
К родному порогу идешь прямиком.
Куда интереснее быть стариком!
Примолкли претензии. Стихнули страсти.
Не рвется душа ни к богатству, ни к власти.
Раздумье и опыт уселись рядком.
Куда интереснее быть стариком!
Солдатская лямка не давит на плечи,
Не надо спасаться от вражьей картечи,
Не надо прокалывать "фрица" штыком.
Куда интереснее быть стариком!
Глядеть, как мерзавцы ползут на вершину.
Как женщина за нос проводит мужчину.
Как зло доброту попирает молчком.
Куда интереснее быть стариком!
В былое входить, как в свою кладовую,
С прошедшей бедой заключать мировую,
От всех обольщений спасаться смешком.
Куда интереснее быть стариком!
Вдруг с глаз пелена самомненья спадает,
Гордыня на психику больше не давит.
Ты - остров - смыкаешься с материком.
Куда интереснее быть стариком!
(Виктор Кочетков)
|