Апостол Павел принял от Иисуса Христа и передал христианам
предание о вечере Господней - вкушении жертвенной плоти и крови. Однако и он журит своих подопечных
за иждивенческую форму бытия: ПРЕДЛАГАЯ СИЕ, НЕ ХВАЛЮ ВАС, ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ НЕ НА ЛУЧШЕЕ, А
НА ХУДШЕЕ (1 коринфянам 11:17). И если с коринфянами Павел дипломатичен, то для галат не считает
нужным выбирать выражения: ЕСЛИ ЖЕ ДРУГ ДРУГА УГРЫЗАЕТЕ И СЪЕДАЕТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ БЫЛИ
ИСТРЕБЕЛЕНЫ ДРУГ ДРУГОМ. Я ГОВОРЮ: ПОСТУПАЙТЕ ПО ДУХУ, И ВЫ НЕ БУДЕТЕ ИСПОЛНЯТЬ ВОЖДЕЛЕНИЙ ПЛОТИ,
ИБО ПЛОТЬ ЖЕЛАЕТ ПРОТИВНОГО ДУХУ, А ДУХ ПРОТИВНОГО ПЛОТИ: ОНИ ДРУГ ДРУГУ ПРОТИВЯТСЯ, ТАК ЧТО ВЫ
НЕ ТО ДЕЛАЕТЕ, ЧТО ХОТЕЛИ БЫ (Галатам 5:15-17). И вот во Втором послании коринфянам восьмая глава
посвящена ЛУЧШЕМУ - посту. Впрочем, само слово "пост" здесь даже не употребляется, как
не употребляется слово "воздух" вдыхающими его. ИЗОБИЛУЙТЕ И СЕЮ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ. ГОВОРЮ
ЭТО НЕ В ВИДЕ ПОВЕЛЕНИЯ, НО УСЕРДИЕМ ДРУГИХ ИСПЫТЫВАЮ ИСКРЕННОСТЬ ВАШЕЙ ЛЮБВИ (2 коринфянам 8
: 7,8).
В разлинованной, поспешно прокомментированной католической Библии восьмая глава помечается рубрикой
- "денежный сбор для иерусалимской церкви". Это, конечно же, только точка зрения законоучителей
католической конфессии, игнорирующей пост. Пост изгоняется из Нового завета и некоторыми протестантскими
переводчиками. Нынешние христиане хотят жить в привычных, необременительных рамках, без проблем.
Но истина - это не то, что раз и навсегда обретается, открывается, проявляется. Истина - процесс,
непрестанный поиск, это то, что ищется. ЛИСИЦЫ ИМЕЮТ НОРЫ, И ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ ГНЕЗДА; А СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
НЕ ИМЕЕТ ГДЕ ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ (Лука 9:58).
Светлым облаком плененные,
Долго мы смотрели вслед.
Полно, братья соблазненные!
Это только беглый свет.
Разве есть предел мечтателям?
Разве цель нам суждена?
Назовем того предателем,
Кто нам скажет - здесь она!
Разве редко в прошлом ставили
Мертвый идол красоты?
Но одни лишь мы прославили
Бога жажды и мечты!
Подымайте, братья, посохи,
Дальше, дальше, как и шли!
Паруса развейте в воздухе,
Дерзко правьте корабли!
Жизнь не в счастье, жизнь в искании,
Цель не здесь - вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда!
(В. Брюсов, Братьям соблазненным).
Правду сказать, данное изложение тоже не претендует быть классическим, пережить века и времена.
Истина необъятна, а человек незначителен по масштабу и пробавляется только открытым, данным,
явным. Пост же - хорошее средство зачеркнуть, приглушить мнимую явность, нынешность, и обрести
свой жизненный предел, жизненный кругозор, в тайном, сокрытом, завтрашнем.
Когда Божественный бежал людских речей
И празднословной их гордыни,
И голод забывал, и жажду многих дней,
Внимая голосу пустыни,
Его, взалкавшего, на темя серых скал
Князь мира вынес величавый.
"Вот здесь, у ног твоих, все царства, - он сказал, -
С их обаянием и славой.
Признай лишь явное, пади к моим ногам,
Сдержи на миг порыв духовный -
И эту всю красу, всю власть тебе отдам
И покорюсь в борьбе неровной".
Но Он ответствовал: "Писанию внемли:
Пред Богом-Господом лишь преклоняй колени!"
И сатана исчез - и ангелы пришли
В пустыне ждать Его велений.
(Афанасий Фет).
Апостол Павел фразой из Торы КТО СОБРАЛ МНОГО, НЕ ИМЕЛ ЛИШНЕГО, И КТО МАЛО, НЕ ИМЕЛ НЕДОСТАТКА
(2 коринфянам 8:15; Исход 16:8) отсылает христиан к библейской системе поста, к символическому
гомеру, наполненному небесной манной, который составляет десятую часть ефы (Исход 16: 33). По
Иосифу Флавию Гомер также равен семи аттическим котилам (Иудейские древности, 3-тья книга, 6:6).
Итак, в каких бы аллегориях и иносказаниях не таилась суть, она непременно проявляется: котил
- седмина - первоначальный завет, гомер - семь седмин - последующий, новый завет, ефа - семьдесят
седмин - вечный завет.
Вся шестнадцатая глава Исхода отдана библейской каскадной системе поста - шесть дней собирай,
в седьмой день - отдых. Этой системой пользовались ессеи - пророки и праведники дохристианской
Палестины. Ели они по субботам хлеб и иссоп, по субботам же собирались в общее собрание и пророчествовали,
оглашали то, что им открывалось Богом в воздержанной от еды шестидневке. Показательны упреки Иисуса
Христа фарисеям, современникам ессеев, в лицемерии, ведь они воздерживались от еды лишь два дня
в неделю. Логии Иисуса Христа КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ (Матфей 22:30) и СОБИРАЮТ
ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД И С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ? (Матфей 7:15) - говорят о важности поста, об отличии
поста от поста. Как же квалифицировать облегченный пост нынешнего православного христианства,
когда в определенные дни не едят только животную пищу, а растительная дозволяется? В библейские
времена такое воздержание постом не считалось (3 Ездры 9: 23-25). Слабина извинительна для людей,
отдавших себя суете, но если жизнь посвящена богопознанию, здесь даже череда доблестных усилий
недостаточна. ОНИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИЩУТ МЕНЯ И ХОТЯТ ЗНАТЬ ПУТИ МОИ, КАК БЫ НАРОД, ПОСТУПАЮЩИЙ ПРАВЕДНО
И НЕ ОСТАВЛЯЮЩИЙ ЗАКОНОВ БОГА СВОЕГО; ОНИ ВОПРОШАЮТ МЕНЯ О СУДАХ ПРАВДЫ, ЖЕЛАЮТ ПРИБЛИЖЕНИЯ К
БОГУ: "ПОЧЕМУ МЫ ПОСТИМСЯ, А ТЫ НЕ ВИДИШЬ? СМИРЯЕМ ДУШИ СВОИ, А ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ?" - ВОТ,
В ДЕНЬ ПОСТА ВАШЕГО ВЫ ИСПОЛНЯЕТЕ ВОЛЮ ВАШУ И ТРЕБУЕТЕ ТЯЖКИХ ТРУДОВ ОТ ДРУГИХ. ВОТ ВЫ ПОСТИТЕСЬ
ДЛЯ ССОР И РАСПРЕЙ И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕРЗКОЮ РУКОЮ БИТЬ ДРУГИХ; ВЫ НЕ ПОСТИТЕСЬ В ЭТО ВРЕМЯ ТАК,
ЧТОБЫ ГОЛОС ВАШ БЫЛ УСЛЫШАН НА ВЫСОТЕ. ТАКОВ ЛИ ТОТ ПОСТ, КОТОРЫЙ Я ИЗБРАЛ, ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК
ТОМИТ ДУШУ СВОЮ, КОГДА ГНЕТ ГОЛОВУ СВОЮ, КАК ТРОСТНИК, И ПОДСТИЛАЕТ ПОД СЕБЯ РУБИЩЕ И ПЕПЕЛ? ЭТО
ЛИ НАЗОВЕШЬ ПОСТОМ И ДНЕМ, УГОДНЫМ ГОСПОДУ? ВОТ ПОСТ, КОТОРЫЙ Я ИЗБРАЛ: РАЗРЕШИ ОКОВЫ НЕПРАВДЫ,
РАЗВЯЖИ УЗЫ ЯРМА, И УГНЕТЕННЫХ ОТПУСТИ НА СВОБОДУ, И РАСТОРГНИ ВСЯКОЕ ЯРМО; РАЗДЕЛИ С ГОЛОДНЫМ
ХЛЕБ ТВОЙ, И СКИТАЮЩИХСЯ БЕДНЫХ ВВЕДИ В ДОМ; КОГДА УВИДИШЬ НАГОГО, ОДЕНЬ ЕГО, И ОТ ЕДИНОКРОВНОГО
ТВОЕГО НЕ УКРЫВАЙСЯ. ТОГДА ОТКРОЕТСЯ КАК ЗАРЯ СВЕТ ТВОЙ, И ИСЦЕЛЕНИЕ ТВОЕ СКОРО ВОЗРАСТЕТ, И ПРАВДА
ТВОЯ ПОЙДЕТ ПРЕД ТОБОЮ, И СЛАВА ГОСПОДНЯ БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬ ТЕБЯ. ТОГДА ТЫ ВОЗЗОВЕШЬ, И ГОСПОДЬ
УСЛЫШИТ; ВОЗОПИЕШЬ, И ОН СКАЖЕТ: "ВОТ Я!" КОГДА ТЫ УДАЛИШЬ ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ ЯРМО, ПЕРЕСТАНЕШЬ
ПОДНИМАТЬ ПЕРСТ И ГОВОРИТЬ ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ, И ОТДАШЬ ГОЛОДНОМУ ДУШУ ТВОЮ И НАПИТАЕШЬ ДУШУ СТРАДАЛЬЦА:
ТОГДА СВЕТ ТВОЙ ВЗОЙДЕТ ВО ТЬМЕ, И МРАК ТВОЙ БУДЕТ, КАК ПОЛДЕНЬ; И БУДЕТ ГОСПОДЬ ВОЖДЕМ ТВОИМ
ВСЕГДА, И ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ БУДЕТ НАСЫЩАТЬ ДУШУ ТВОЮ И УТУЧНЯТЬ КОСТИ ТВОИ, И ТЫ БУДЕШЬ, КАК НАПОЕННЫЙ
ВОДОЮ САД И КАК ИСТОЧНИК, КОТОРОГО ВОДЫ НИКОГДА НЕ ИССЯКАЮТ. И ЗАСТРОЯТСЯ ПОТОМКАМИ ТВОИМИ ПУСТЫНИ
ВЕКОВЫЕ: ТЫ ВОССТАНОВИШЬ ОСНОВАНИЯ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ, И БУДУТ НАЗЫВАТЬ ТЕБЯ ВОССТАНОВИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН,
ВОЗОБНОВИТЕЛЕМ ПУТЕЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ (Исайя 58: 2-12). На первый взгляд уста пророка отрицают или
недооценивают пост, возводя предпочтение к моральным постулатам: разрешить оковы неправды, расторгнуть
узы ярма, бездомному предоставить кров, нагого одеть, с голодным разделить хлеб. Но нет, здесь
именно пост, пост, который избрал Господь НА ВЫСОТЕ семи дней, семи седмин и семидесяти седмин.
Теперь, когда в данном изложении слова поверены числами, с таким утверждением легко согласиться.
В половине седмины центростремительные силы соединяют, вяжут, брачуют, и в жертву приносится индивидуальность
и свобода. Во второй половине седмины центробежные энергии посредством надменной мудрости расторгают,
разъединяют, разрушают, и жертвой оказывается созидательная любовь. И только на высоте седмины,
когда семерка становится единицей, возможна гармония мудрости и любви. Именно близким к восхождению
на ВЫСОТУ поста Иисус Христос говорил: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Ведь никто
не может оказать достойную милость, проявить великодушие, благость, обнаружить благоразумие, если
не пропустит через себя число или время. К тому же избранный Богом утомительный и гнетущий пост
уравновешен и радостью: есть можно и в седьмой день поста, и в седьмую седмину семи седмин, и
в последние семь седмин семидесяти седмин - это ВЫСОТЫ поста.
Но достичь вечного завета, поста в семьдесят седмин, питаясь раз в неделю, вряд ли возможно. Поэтому
христианская община достигала его совокупностью, сообща, попеременно и постепенно, - ИБО ЕСЛИ
ЕСТЬ УСЕРДИЕ, ТО ОНО ПРИНИМАЕТСЯ СМОТРЯ ПО ТОМУ, КТО, ЧТО ИМЕЕТ, А НЕ ПО ТОМУ, ЧЕГО НЕ ИМЕЕТ.
НЕ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ ДРУГИМ БЫЛО ОБЛЕГЧЕНИЕ, А ВАМ ТЯЖЕСТЬ, НО ЧТОБЫ БЫЛА РАВНОМЕРНОСТЬ. НЫНЕ ВАШ
ИЗБЫТОК В ВОСПОЛНЕНИЕ ИХ НЕДОСТАТКА; А ПОСЛЕ ИХ ИЗБЫТОК В ВОСПОЛНЕНИЕ ВАШЕГО НЕДОСТАТКА (2 коринфянам
8:12-14). Под ИЗБЫТКОМ и НЕДОСТАТКОМ надо понимать не что иное, как реализованные в посте мужские
и женские числа седмины.
ПОСМОТРИТЕ НА МОИ РУКИ И НОГИ; ЭТО Я САМ; ОСЯЖИТЕ МЕНЯ И РАССМОТРИТЕ; ИБО ДУХ ПЛОТИ И КОСТЕЙ НЕ
ИМЕЕТ, КАК ВИДИТЕ У МЕНЯ. И, СКАЗАВ ЭТО, ПОКАЗАЛ ИМ РУКИ И НОГИ. КОГДА ЖЕ ОНИ ОТ РАДОСТИ ЕЩЕ НЕ
ВЕРИЛИ И ДИВИЛИСЬ, ОН СКАЗАЛ ИМ: ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЗДЕСЬ КАКАЯ ПИЩА? ОНИ ПОДАЛИ ЕМУ ЧАСТЬ ПЕЧЕНОЙ
РЫБЫ И СОТОВОГО МЕДА. И, ВЗЯВ, ЕЛ ПРЕД НИМИ. И СКАЗАЛ ИМ: ВОТ ТО, О ЧЕМ Я ВАМ ГОВОРИЛ, ЕЩЕ БЫВ
С ВАМИ, ЧТО НАДЛЕЖИТ ИСПОЛНИТЬСЯ ВСЕМУ, НАПИСАННОМУ О МНЕ В ЗАКОНЕ МОИСЕЕВОМ И В ПРОРОКАХ И ПСАЛМАХ.
ТОГДА ОТВЕРЗ ИМ УМ К УРАЗУМЕНИЮ ПИСАНИЙ (Лука 24:39-45). Из приведенной цитаты можно догадаться,
что здесь необычная плоть и кости, это церковное тело Иисуса Христа, составляемое Его учениками.
Теперь понятно, как осуществляется единство: Отец в Сыне, а Сын в учениках. Но как распознать
то, что играют на свирели или на гуслях, если музыкальные орудия, издающие звук, не производят
раздельных тонов? (1 Коринфянам 14:7) Так вот эти раздельные тона - мужские и женские потенции,
как бы белки и углеводы пищи. Именно на них преломляется Иисусова жертва, хлеб имеется ввиду или,
как в данном тексте, печеная рыба и сотовый мед. Вот как евангельскими символами обозначает свои
отношения с Семеном Липкиным Инна Лиснянская.
Мы пьем вино и преломляем хлеб,
А наши отражения в Москве-реке
Свет преломляют. Это нам взахлеб
И птички сообщают и комарики.
Наш путь вдвоем не грешен и не свят.
Давай с тобой мечтательно условимся,
Что превратимся не во прах, а в свет
И в новых отражениях преломимся.
(На последнем пикнике).
|