Углеводы" НЕДОСТАТКА лепечут о тайном духом, на незнакомом
языке, "белки" ИЗБЫТКА высвечивают тайну, толкуют непонятный язык, пророчествуют. Таким
образом христиане-постники, доводя себя до экстаза, благодушия, радением, пением божественных
гимнов и псалмов, достигали любви в мистическом теле Иисуса Христа, как его члены, изобилуя многими
добродетелями и дарами Духа Святого: пророчеством, ясновидением, чудотворением, исцелением, различением
духов...
И все же можно с достаточной уверенностью предполагать, что некоторые подвижники достигали пришествия
Иисуса Христа как Духа Святого в их сердца единолично. Это прежде всего апостолы. Например, cвидетельства
апостола Павла о насыщенной аскетической жизни заставляют в это верить, хотя сам Павел, ЗАБЫВАЯ
ЗАДНЕЕ И УСТРЕМЛЯЯСЬ ВПЕРЕД, (Филиппийцам 3:13) не считает себя достигшим. (1 Коринфянам гл.4;
2 Коринфянам гл. 6, гл.11; Филиппийцам гл.3; 1 Фессалоникийцам 2:9).
Но вот протестантские комментаторы Нового завета (Анахайм 1998 "Живой поток"), комментируя
добровольные аскетические подвиги апостола Павла в посте, голоде, жажде, на холоде, в наготе,
в трудах, тяготах, в изнурении, в бдениях, не желают вникать в причину юродства Павла. На их взгляд,
Павел голодает и жаждет потому, что у него нет пищи и воды, мерзнет из-за отсутствия одежды, изможден
трудами и бессонницей по складывающимся обстоятельствам. А Павел, как лань желает к потокам воды,
ищет благодати и силы Божьей, которая совершается в немощи, в намеренно созданных экстремальных
условиях (2 Коринфянам 11:30; 12:5; 12:9). Приходит ли на ум комментаторам хотя бы евангельское
повеление СУДИТЕ СЕБЯ САМИ И СУДИМЫ НЕ БУДЕТЕ? Вот почему Лев Толстой с грустью высказывался:
если бы Иисус Христос ступил на земли Ясной Поляны, деревенские девки над ним бы посмеялись.
Вроде бы сердце человеческое открыто к постижению возвышенных идеалов, не простое, хотя и потрясающее
впечатление производит в обитателях затхлого мирка появление Парамона юродивого в одноименном
рассказе Глеба Успенского.
Юродивый Парамон был самый настоящий крестьянский, мужицкий святой человек,
происходил он из мужиков, был женат; но повинуясь гласу и видению, оставил дом, жену, двух детей
и ушел спасать свою душу. Душу он спасал также русским крестьянским способом, т.е. самым подлинным
умерщвлением плоти, основанном на физическом мучении и даже самоистязании: на голове он носил
чугунную, около полпуда весом, шапку, обшитую черным сукном, в руке таскал чугунную полуторапудовую
палку, а на теле носил вериги. Вериги состояли из цепей, кольца которых величиной и толщиной в
обыкновенную баранку; цепи эти опоясывали его стан, крест на крест пересекали грудь и спину; на
спине, там, где цепи перекрещивались, была прикреплена к ним, лежащая на голом теле, чугунная
доска в квадратную четверть величиною с вылитою на ней надписью: "Аз язвы Господа моего ношу
на теле моем". И действительно он носил на теле настоящие, подлинные и притом ужасные язвы.
Вериги были закованы на нем наглухо, на веки веков, а он, надевший их в молодых летах, рос, кости
его раздавались и железо въедалось в его тело; ржавчина и пот разъедали кожу до степени настоящих
язв, а в жару, например в бане, которую он "по грехам" очень и очень любил, раскаленное
железо так пекло эти язвы, что из них лила самая настоящая кровь. Не довольствуясь этими мучениями,
заставлявшими его поминутно, при самом малейшем движении, испытывать ощущения уколов шила или
иглы, он еще любил жечь на огне, на свечке пальцы свои, ставить подошву на уголь, не говоря уже
о том, что летом ноги его были постоянно изодраны острыми камнями мостовой, а зимой кожа на них
лопалась до крови от морозов…
Он так глубоко верил в будущее блаженство, так глубоко был проникнут сознанием того, что выше
той "вечной славы" ничего нет ни в жизни человека, ни на земле, ни под землей, что всякий
раз, когда его мучила боль от вериг или боль от лопнувшего на огне свечки пальца, он хотя и не
в силах был удержать крупных каплей пота, выступивших в это время на его лице, но был истинно
счастлив, и его обыкновенное, рябое, с веснушками, мужичье лицо и его обыкновенные, маленькие
белесые мужичьи глаза делались истинно прекрасными, ангельскими, что все, какие бы то ни были
при этом, черствые, сухие, охолоделые души, - все чувствовали, хоть на мгновение, пробуждение
чего-то детски радостного, чего-то легкого, светлого и бесконечного.
Чтобы не принимать подозрений в пропаганде изуверства, надо сослаться на Бхагавадгиту:
ЛЮДИ, СОВЕРШАЮЩИЕ УЖАСНОЕ САМОИСТЯЗАНИЕ, НЕ ПРЕДПИСАННОЕ ЗАКОНОМ (ПИСАНИЕМ), ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ ЛИЦЕМЕРИЯ
И САМОСТИ, ОБУРЕВАЕМЫЕ ПОХОТЬЮ, СТРАСТЬЮ ИЛИ НАСИЛЬНИЧЕСТВОМ, БЕЗУМНЫЕ, ОНИ МУЧАТ НАХОДЯЩИЕСЯ
В ТЕЛЕ СТИХИИ И МЕНЯ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В НЕДРАХ ИХ ТЕЛ (Бхагавадгита 17:5,6).Пусть каждый сам решает
на какую степень безумства он способен. Каков человек, такова его низводящая до определенной ступени
жратва, и возвышающая до подходящего пьедестала жертва. Почему же теперь едва теплится свеча христианства?
Ряску с парчою сравнить не умею.
Пруд обмелевший обходит и гусь.
Под колоколенкой не онемею,
Но и молитву шепнуть не решусь.
Церковь безгласна на ветхом подклете.
Прочь убегает дорога, пыля.
Можно увидеть и в розовом свете
Эти руины, холмы и поля.
(Наталья Аришина).
Потому что нет еще полноты христианской седмины. ПРИДУТ ДНИ, КОГДА ПОЖЕЛАЕТЕ ВИДЕТЬ ХОТЯ ОДИН
ИЗ ДНЕЙ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И НЕ УВИДИТЕ (Лука 17:22). Но во второй половине семитысячелетия христианской
эры духовность еще себя покажет. Второе тысячелетие от рождества Христова относительно седмины
преподносит только число "два". К тому же новизна времени после Октябрьской революции
отбросила назад и от этого числа. Хотя с исполнением семидесятилетия Октября можно считать, что
один день христианства знаменуется. Один-два...
О зачем они не умеют петь, не танцуют мазурку и падеграс,
Не вызывают обидчиков на дуэль, не носят с жабо рубахи,
Не увозят тайно венчаться барышень, не идут в монахи?
О зачем они не умеют безумствовать, не умеют каяться, не знают как пировать,
Как прощаться навек, что - в последнюю брать дорогу!
О, ни жертвовать, ни обет приносить, ни плакать, ни ликовать,
Ни останавливать солнце на небе, ни молиться Богу…
О зачем они не умеют ходить по водам, приказывать буре замри!
Все сочинителю портит герой безликий,
И сюжет застопаривается: тщетные рыбари
Сети никак не могут распутать под птичьи крики!
(Олеся Николаева, Зачем они…)
Но и на пустом месте, имея усердие, можно достичь определенных успехов. Если завести свои внутренние
часы - пост, посОт.
Минутой досуга от дел откреплен,
Спешит из дворца на простор Соломон.
Он в степь государство свое перенес
И трон в лучезарное небо вознес.
Глядит, - состраданьем душа стеснена -
Старик земледелец, чья нива скудна,
Последние зерна в дому соберя,
Бросает их скудной земле пустыря.
Сажает их в каждый земли уголок,
Надеясь, что вырастет колос высок.
Но птичий открыт Соломону язык,
Он в путь созреванья тех зерен проник.
И молвил: "О, старец, напрасен твой труд -
Ты бросил свое пропитание тут.
Мы сеяли в тучную землю зерно,
И много ль, скажи нам, взрастило оно?
А с этой, иссохшей, напрасны труды.
Что, жаждущий, снимешь с нее без воды?"
Ответил старик: "О, прости мой ответ,
Не думаю, есть ли вода или нет;
Водою мне, видишь, мой пот на спине,
Концы моих пальцев лопатою мне,
Великим мне счастьем бывает зерно,
Когда получаю семьсот на одно.
Не сей никогда с сатаной на устах -
И ты с одного будешь при семистах!"
(Низами, Сокровищница тайн).
Библейский пост - это воспоминание о седминах творения, вникание в дела Господни, соучастие в них (Пс 76:12). УКАЖИ ПУТЬ ПО КОТОРОМУ МНЕ ИДТИ (Пс 142:8) - КУДА
Я ИДУ, ВЫ ЗНАЕТЕ, И ПУТЬ ЗНАЕТЕ. Я ЕСМЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ (Иоанн 14:4).
В глаголе "есмь" зачатие семи.
Семь ниспровергло башню Вавилона.
И семь холмов - столицы мира лоно.
Цвет семицветным явлен пред людьми.
Семь - основанье лунного закона.
Земные тайны за семью дверьми.
Семь дней творенья как завет прими,
Как семя, чье движенье неуклонно.<> Семь раз отмерив, свой закончи труд.
И семь ветров твой пот седьмой смахнут.
В седьмое небо вглядывайся зорко.
Пусть отвергая многословный бред,
Рабочая и мудрая семерка,
Удваиваясь, дарит нам сонет!
(Вячеслав Куприянов, Сонет к семи).
70 избранных учеников Иисуса Христа - иносказательная установка на реализацию в посте. Вот он,
долгожданный результат - сатана, спадший с неба, повинующиеся бесы, власть попирать вражью силу
и принадлежность к горним обителям (Лука 10). В Песне Песней Соломона это число обыгрывается как
единственная отрада. ЕСТЬ 60 ЦАРИЦ И 80 НАЛОЖНИЦ, НО ЕДИНСТВЕННАЯ ОНА, ГОЛУБИЦА МОЯ, ЧИСТАЯ МОЯ;
ЕДИНСТВЕННАЯ ОНА У МАТЕРИ СВОЕЙ, ОТЛИЧЕННАЯ У РОДИТЕЛЬНИЦЫ СВОЕЙ (Песнь Песней 6:8-9). 60 - "недолет",
80 - "перелет" - и вот она, ЕДИНСТВЕННАЯ, потому что удесятиренная семерка - всегда
единица, здесь и мудрость змеи, и любезная повадка горлицы. А можно ли в силу того, что апостол
Павел, научая христиан посту, напрямую ссылается на путеводителя еврейского народа при исходе
из Египта, - можно ли считать Моисея основоположником библейского поста, зашифрованного собирания
манны в пустыне? В Псалмах сохранилась молитва Моисея, где есть знаменательные слова.
ДНЕЙ ЛЕТ НАШИХ - СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ, А ПРИ БОЛЬШЕЙ КРЕПОСТИ - ВОСЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ, И САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА
ИХ - ТРУД И БОЛЕЗНЬ (Пс 89:10). Кто бы сказал из нынешнего времени, что лучшие годы - конечные,
немощные? Но ближайшая фраза псалма все ставит на место: НАУЧИ НАС ТАК СЧИСЛЯТЬ ДНИ НАШИ, ЧТОБЫ
НАМ ПРИОБРЕСТИ СЕРДЦЕ МУДРОЕ (Псалм 89:12).
Но явный намек на седмиричный путь, подсказанный фазами луны, содержится и в другом, уже приводившемся
документе далекой дохристианской эпохи:
В ДРЕВНОСТИ ГОВОРИЛИ: "УЩЕРБНОЕ СТАНОВИТСЯ СОВЕРШЕННЫМ, КРИВОЕ ПРЯМЫМ,
ПУСТОЕ НАПОЛНЕННЫМ, ВЕТХОЕ СМЕНЯЕТСЯ НОВЫМ; СТРЕМЯСЬ К МАЛОМУ, ДОСТИГАЕШЬ МНОГОГО; СТРЕМЛЕНИЕ
ПОЛУЧИТЬ МНОГОЕ, ВЕДЕТ К ЗАБЛУЖДЕНИЮ". ПОЭТОМУ СОВЕРШЕННОМУДРЫЙ ВНЕМЛЕТ ЭТОМУ ПОУЧЕНИЮ, КОЕМУ
НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ В ПОДНЕБЕСНОЙ. СЛОВА ДРЕВНИХ: "УЩЕРБНОЕ СТАНОВИТСЯ СОВЕРШЕННЫМ…"
- РАЗВЕ ЭТО ПУСТЫЕ СЛОВА? ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УКАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ПУТЬ К ИСТИННОМУ СОВЕРШЕНСТВУ
(Даодэцзин)
|